Персональный сайт художника Елены Бартеневой
Картины маслом в наличии, на заказ, с доставкой
Уроки живописи. Интересные статьи об искусстве

Как научиться писать картины масляными красками. Советы профессионала

 

Галерея случайных работ посмотреть все работы

 

Живопись классической школы подчиняется специальным законам композиции и цветопередачи. Это связано с особенностями человеческого восприятия. Если мы хотим, чтобы изображение выглядело реалистично, то придется соблюдать хотя бы некоторые из них. Однако, всегда помните о том, что хорошая картина притягивает к себе внимание не с помощью проверенных технических приемов, а затрагивает душевные струны своих зрителей.

Учимся рисовать. Общие сведения. Профессиональные техники.

Если Вы решили попробовать писать маслом самостоятельно, то нужно немного подготовиться. Это не потребует больших моральных и материальных затрат. В любом случае удовольствие от процесса того стоит. Информация ниже поможет синтезировать уже имеющиеся знания и расставить нужные акценты.

Что понадобится начинающему художнику.

1. Масляные краски.

Для начала сгодится минимум тюбиков, которые есть в любом наборе масляных красок. Дополнительно можно приобрести только титановые белила, так как белая краска, обычно, расходуется больше остальных. Все цвета нужно смешивать между собой до получения желаемого оттенка не только на палитре, но и непосредственно на изображении.

Как выбрать краски поштучно.

Чтобы приобрести некоторый опыт составления цвета, возьмите несколько предметов несложной формы, поставьте рядом друг с другом и постарайтесь передать их тон и объем. Не нужно писать скомпонованный натюрморт, просто подберите на палитре оттенки освещенных и теневых частей предметов.

2. Палитра.

Основной тон предметов на картине определяется на палитре. Помимо этого, она помогает сохранить общий колорит живописи, так как все цвета на ней многократно перемешиваются и проникают друг в друга. Это создает впечатление гармоничного звучания различных оттенков и целостности всего изображения.

Палитру можно сделать не только из дерева, но и из любого подручного материала, который плохо впитывает жидкость. Деревянную палитру придется чистить после каждого использования. Пока не засохли остатки краски, их аккуратно собирают мастихином, а палитру вытирают ветошью. Со стеклянной палитры, наоборот, лучше отскабливать слегка подсохшие краски.

3. Основа под живопись.

Масляными красками пишут по специально загрунтованной поверхности холста, картона, дерева, ДВП (оргалита), ДСП, металла, бетона или пластика. В художественных магазинах продаются готовые основы под масляную живопись, но если Вы хотите вначале поэкспериментировать, то не обязательно покупать профессиональные материалы. Вполне сгодится оргалит, покрашенный двумя слоями обычной водоэмульсионной краски. Если покрывается рельефная сторона, то ее обязательно нужно ошкурить после каждого нанесения.

В магазинах для художников продается специальный грунт для масляной живописи, которым можно покрыть и ДВП, и любую другую плотную поверхность. Что касается холста, то его предварительно натягивают на подрамник и покрывают составом, который называется проклейка. Он продается там же.

Подробнее о холсте и грунте.

4. Кисти.

В масляной живописи применяют плоские кисти разной формы, жесткости и толщины. Подойдет и натуральная щетина, и более мягкая синтетика. Для прорисовки очень мелких деталей и прописей можно пользоваться кисточкой из белочки. В этом случае краски разводятся более жидко и кладутся тонким слоем.

Кисти - это аксессуар на котором не стоит экономить. Те, что продаются в отделе школьных товаров - среднего качества, поэтому, если Вы не хотите, чтобы на изображении оставались отвалившиеся волоски, кисточки лучше приобрести в специализированном магазине.

5. Масленка и разбавитель.

Емкость, в которую наливается разбавитель для масляных красок называется масленка. Можно купить специальную, которая крепится к палитре, а можно использовать любую мелкую посуду.

Разбавитель используется из лавки для художников или более экономичный вариант - растворитель для масляной краски (уайт-спирит, скипидар), в том числе купленный в гипермаркете. Вопрос только в том, насколько хорошо он очищен. От этого зависит степень его, мягко говоря, пахучести. Я рекомендую финский Lackbensin производства Тиккурилы (продается в Максидоме), как на фото. Впрочем, этикетка может отличаться, но на ней обязательно должна быть информация о том, что это уайт-спирит со слабым запахом. В разбавитель можно добавлять немного пихтового или даммарного лака и льняное масло.

 

6. Текстиль для вытирания кистей.

Масляная техника отличается от гуаши или акварели не только способом наложения краски. Дело в том, что кисти не полощут в разбавителе, как в воде, а только смачивают и вытирают тканью. Синтетика для этой цели мало пригодна, тряпочка должна быть мягкой и хорошо впитывать влагу.

Сверните ткань в несколько раз и пользуйтесь так, в сложенном виде, не разворачивая. Постарайтесь не марать красками руки, а если запачкались – сразу вытирайте, иначе Ваша одежда и все вокруг будет измазано. На всякий случай можно надеть фартук.

7. Подставка для холста или картона.

Все видели, как пишут художники: основа для живописи ставится в почти вертикальное положение. Для этого нужен напольный станок, этюдник или настольный мольберт. Можно обойтись и без специальных приспособлений, просто прислонив холст или ДВП к надежной опоре. На фотографии внизу Вы видите очень удобный и компактный настольный мольберт с выдвижным ящичком.

 

Главное выразительное средство в живописном произведении - это цвет. С его помощью передается львиная доля информации. Гармоничное оптическое взаимодействие всех цветов на картине, её общий цветовой тон называется колоритом. Для создания идеального колорита требуется постоянное составление нужного колера на палитре.

Особая способность быть колористом, часто не зависит от знаний и опыта художника и является самой загадочной тайной его мастерства. Именно она превращает звучание множества оттенков в единую красочную симфонию, звучащую с истинных шедевров живописи.

На наших занятиях, чаще всего, мы пишем в технике а ля прима, то есть начинаем и заканчиваем картину за один подход, в течении 4-5 часов. Но если у Вас есть желание и время научиться классической лессировке, необходимо вернуться к работе четыре раза. Каждый наложенный слой краски должен хорошо просохнуть, прежде чем на него будет наложен следующий.  

Последовательность выполнения картины маслом.

Информация, которую художник хочет показать зрителям, передается с помощью цвета, света и формы. Удивительно, как на двухмерной плоскости проявляются пространство и объем, раскрывается сложный мир человеческих чувств и эмоциональная окраска событий. Различное расположение элементов рисунка относительно друг друга и относительно зрителя позволяет раскрыть идею с максимальной выразительностью.

1. Предварительный набросок.

Каждый человек способен к раскрытию глубин своего подсознания, но для этого требуется большое желание. Прежде всего, нужно сосредоточиться и почувствовать связь между возникшей идеей и возможным способом ее исполнения.

Что Вы хотите рассказать людям своим рисунком? Какие чувства Вы хотели бы в них пробудить? Вообразите себя писателем, сочиняющим роман. Какие цвета в своей картине Вы видите основными, а какие второстепенными? Может это буйство ярких, контрастных красок, а может быть это приглушенные, мягкие тона?

Вспомните детство, возьмите листок обыкновенной бумаги, карандаш или ручку, набросайте общие формы предметов и персонажей. На этом этапе не нужно делать похоже, постарайтесь выразить саму концепцию Вашего будущего произведения.

2. Выбор формата холста.

Важное значение имеет правильный выбор формата. Чем больше он вытянут в ширину, тем более устойчивым кажется изображение. Вертикальная компоновка, напротив, подчеркивают его воздушность, нестабильность и эмоциональность.

Частям композиции не должно быть слишком тесно или просторно. Лишние детали не нужны - все рабочее пространство должно служить раскрытию многогранного замысла картины. И последнее: если это не является осознанным желанием, то не стоит писать людей или предметы больше их натуральной величины.

3. Более тщательная проработка в натуральную величину.

Теперь увеличьте свой маленький набросок. Простую композицию можно нарисовать сразу на холсте. Если изображение сложное, то вначале его делают на бумаге, и только потом, после тщательной проработки, через копирку, переносят на грунт холста.

Наметьте композиционный центр и место, где будет находится горизонт. Обратите внимание, что сюжеты с заниженной линией горизонта (взгляд снизу) лишаются устойчивости, но приобретают большую помпезность. Завышенная линия горизонта (взгляд сверху) добавляет приземленности и снижает значительность персонажей.